Один из самых распространенных напитков в мире, с удовольствием употребляемый людьми разных культур. Чай стал излюбленным напитком и в России. Известно, что при царе Михаиле Федоровиче в 1638 г., посол Василий Старков привез государю в подарок от Алтынского хана 200 пачек китайского чая. Долгим путем через Монголию и Бурятию с конца XVII в. в Китай стали ходить русские казенные караваны, однако тогда чай еще не был основной статьей в русско-китайской торговле и поставки его были нерегулярными. Да и чай воспринимался более как целебное питье, нежели как повседневный напиток.
Из объявлений к Сибирскому торгово-промышленному календарю на 1907 г. можно выяснить, что цены на чай в зависимости от сорта и качества варьировались от 30 копеек до 2 рублей за фунт (около 450 граммов). За 2 рубля в то время можно было купить бутылку хорошего вина, фунт табака. Основная транспортировка чаев происходила с сентября по июнь. Представлялось два типа чая: байховый («бай хуа» означает «белый цветок», название едва распустившихся почек чайного листа, покрытых белым пухом) и кирпичный (плотно спрессованный в форме кирпича).
В обско-угорской Сибири чай стал достаточно популярен в середине XIX в. Самым продаваемым на территории Сибири и в употреблении коренными народами был кирпичный чай. В кирпичных чаях прежде всего выражен вкус, аромат же слабо различим. Для кирпичных чаёв характерны высокая терпкость и резкий, вяжущий, грубоватый вкус, в котором совершенно отчётливо чувствуется специфический привкус, похожий на «табачный».
Производство плиточного чая, было внедрено иркутским купцом П. А. Пономаревым, чтобы уменьшить ввозную пошлину: он прессовал качественный черный чай в плитки, а пошлину платил как за кирпичный чай. Рыночная себестоимость произведенного в Китае чая составляла всего 10-20% цены, по которой он продавался в России. Остальную часть составляла стоимость перевозки, оплата пошлин, страховые, комиссионные и прочие накладные расходы. В России китайский байховый и плиточный чай всегда был очень дорогим, поэтому чаепитие было привилегией богатых людей. У русских даже поговорка сложилась: «Кяхтинский чай да муромский калач – полдничает богач». Чаще в котле варились травы или чага. Для приготовления горячих напитков народности ханты и манси и по сей день, употребляют различные травяные составы: таволгу (лабазник), листья брусники, княженики, морошки и т.д.
Чаепитие было формой делового общения: за чаем обсуждали дела, заключали сделки, проводили важные переговоры. В обско-угорской практике он приобретал еще и ритуальный статус – горячий чай присутствовал среди жертвенной пищи на вороний праздник.
Чаепитие – обязательный гостевой обряд. Первое, что получает вошедший в хантыйское или мансийское жилище после того, как снимает одежду, — это чашка горячего чая. Это не только жест гостеприимства, но и самое верное средство помочь гостю быстрее согреться и восстановить силы. Чай в российских и угорских традициях часто исполняет роль снадобья, употребляемого, как пишет Субботин, «во время лихорадки, от головной боли, с холоду, после бани, после работы и разных действий, вызывающих усталость, на дорогу, с дороги».