Родовое управление
Сохранились в несколько ослабленной форме и общие праздники, священные места – мольбища и жертвы. Съезжаются по родам на праздники несколько раз в году – по окончании промыслов: зимнего – в середине января и весеннего – в апреле. и, наконец, все роды, но разбиваясь по своим группам, в с. Лариаке – в мае месяце на ярмарку.
Праздник этот называется «гостиный день» – «маян-котол». Устраиваются общие пирушки, угощение рыбой, вином, мясом и хлебом. На праздниках поюся старинные песни-сказки, происходит «ворожба» – т.е. шаманят – совершают молитвы и, наконец, приносят на общих священных местах общие родовые жертвы. Такие жертвенные места имеются у каждого рода. Так у рода Прасиных Ромкиных таким местом считается высокая гора на левом берегу Лариакской протоки – «Огорт юх-пеля» – «Высокий лес-гора». «Давно, когда еще Торум (бог) сотворил землю, он и сотворил эту гору для прикладо (жертв)» – говорят остяки.
У Прасиных Лариакских таким родовым священным местом является остров (ниже юрт Чехломеевских) по Лариакской протоке – «ирих сылта пай» (прикладной остров).
Имеющиеся по Ваху ниже с. Лариака прикладные места не имеют уже ярко выраженного родового характера, хотя их родовое значение в прошлом все же не подлежит сомнению.
Так прикладное место – «Пугос лунк» – «Мать-дух» (близ юрт Больших Полиных при устье притока Ваха (Кулун Игал-ёгун) было в старину прикладным местом Сегельетовых.
Помимо общих праздников совершаются родовые мольбища и жертвы в случае каких-либо стихийных бедствий или эпидемий.
Общие родовые божества, общие мольбища, праздники, жертвы являются точно так е одним из важнейших признаков родового устройства у всех вообще первобытных народов и, в частности, среди сибирских туземцев, как это отмечается неоднократно различными исследователями. Культ стоит в теснейшей связи с социальным устройством. При родовом устройстве на основе тотемизма, при общности, родовом характере божества естественно и наличие общих родовых торжеств, жертвоприношений и родовых мольбищ – священных мест. Само божество является членом рода, тесно связанным родственными узами со своими почитателями. Жертвоприношения является не только формой благодарности и умилостивления, но и средством родственного единения с божеством. Поэтому жертва сопровождается общей трапезой, общим праздником, участие в котором принимали не только почитатели, но и божество. Путем совместной трапезы узы родства закрепляются…, мало того, совместная трапеза ведёт установлению родственных уз. Отсюда к подобным трапезам не допускаются чужеродцы.
Шатилов М.Б. Ваховские остяки. – Тюмень, 2000. –С. 132 -134.
Лариакский сельский совет в свое построении имеет некоторые особенности. Его представляют председатель сельсовета, сотники, члены сельсовета и все граждане. Общие собрание сельсовета созываются для разрешений различных местных вопросов и разрешения частных споров и некоторых судебных дел. Общие собрания сельсовета приурочиваются к ярмаркам, бывающим в с. Лариак в январе и мае месяцев. Эти собрания носят название – «мыр-ката-менлев»,что значит «пойдем в народный дом» (мыр – дом, кат – дом, менлев – пойдем), или кратко – ярмынка (ярмарка).
Правом решения вопросов на общих собраниях пользуются «ике» – старики, т.е. все мужчины, охотники, владеющие оружием.
Женщины и подростки в решении вопросов на общих собраниях не участвуют – они могут на них присасывать, чтобы, как говорят старики «учиться» как надо жить и поступать и чего не должно делать.
Общему собранию сельсовета подлежат не только все местные дела административного и хозяйственного характера. Предусмотренные общим положением о сельсоветах, но и судебные дела, в случае или непосредственного обращения кого-либо к собранию, или при обжаловании решения первой инстанции, каковой является сотник или родовое собрание. Разбор судебных дел словесный. Сельский совет определяет местный налог, а общее собрание (сход) распределяет его, устанавливает общественные повинности, как, например, ремонт общественных зданий, отопление школы, фельдшерского пункта в с. Лариак и т.д.
Общее собрание – «мыр-ката-менлев», разбившись по четырём … «сотням», избирает сотников, и кандидатов к ним, а затем все, собравшись уже общим собранием, утверждают избранных кандидатов, а также избирают председателя совета. Означенные лица избираются на три года и подлежат далее утверждению Районного Исполнительного Комитета.
Помимо сельского совета… власть на местах принадлежит так называемым «сотникам», которые, строго говоря, и являются единственной властью на местах. Сотники являются родовыми управителями ваховских остяков, и поэтому их власть носит особый характер, она чужда совершенно формальных моментов, она сохранила в значительной мере патриархальный характер. Сотник – не администратор в общепринятом смысле слова, он народный судья, он управитель, старшина – «ике», «старший» – «мых-ох» – глава народа.
Если Лариакский сельсовет, имея отмеченные особенности, все же подлежит действию общих положений о сельском устройстве, то сотник всецело во власти обычного права и является в известном смысле «выразителем воли своего народа».
Единственная его обязанность, где он соприкасается с сельским советом (помимо общих собраний сельсоветов…), являются сборы общего налога (4 – 5 белок с охотника), который идет на общие нужды. Главным же образом сотник самостоятельно или совместно с собранием «ике» – стариков (самостоятельных охотников) решает некоторые хозяйственные дела (например, вопрос об очистке заломов на реках, времени охоты на водяную птицу и т.д.), а также рассматривает судебные дела по мелким преступлениям и гражданским тяжбам. Его велению подлежат все мелкие уголовные дела и все гражданские жалобы без ограничения суммы иска, но каждая сторона может принести жалобу на его решение в общее собрание сельского совета или даже возбудить дело на этом собрании.
Обязательная сила судебных решений для сторон заключается в особенностях уклада жизни остяка с сильными родовыми пережитками, в его психологии, сознании остяка в непреложности приговора, воли народного собрания – «ике». Приведение в исполнение приговора здесь не требует каких-либо принудительных действий со стороны власти, здесь не требуется судебный исполнитель, его заменяет правосознание остяка.
В юртах Колок-еган-пугол мы имели такой случай: молодожены разведены решение «ике» на том основании, что молодой супруг нарушил супружескую верность, или, как выражалась остяк, «нарушил чужой полог», т.е. постель. Оскорбленная вначале молодая жена пожаловалась «ике», их развели. Спустя некоторое время молодожены помирились, она в интересном положении, молодые желают вновь сойтись, просят собрание «ике» разрешить им это. И вот уже в течение нескольких месяцев они получают в этом отказ, и это решение, явно нарушающее их добрую волю к совместной жизни, они нарушить ни в коем случае не решаются.Все наши разговоры, убеждения, попытки примирить с ними старших ни к чему не привели, воля собрания «ике» оказывается непререкаемой в сознании остяка. «Молодуха» плачет, молодой угнетен, и так будет продолжатся, пока «ике» не снимут своего veto, причем такое послушание, исполнение воли собрания мы имеем не показное, а по совести, безо всякого видимого внешнего принуждения, как бы исключительно из одного сознания безусловной обязательности для них воли собрания старших.
Имеет подобное состояние, конечно, и материальное обоснование, что имеет, разумеется, решающее значение; в случае нарушения решения «ике», воли собрания, нарушивший этй волю тем самым ставит себя как бы вне данной общины, и в свою очередь он предоставляется самому себе во всех случаях его жизни, предоставляется своим силам в борьбе со стихийными бедствиями, в промыслах и т.д., а подобное положение, конечно, немыслимо в условиях Севера и бытовых особенностях остяка.
Все дела рассматриваются сотником и народным собранием в порядке словесного производства и на основании местных обычаев и норм обычного права.
Шатилов М.Б. Ваховские остяки. – Тюмень, 2000. – С.135-137.