Преступления и наказания

     Возникающие между инородцами маловажные дела и иски, в качестве первой инстанции, решаются: у остяков родовыми управлениями, а у самоедов родовым старостой единолично.  Второй инстанцией для остяков является управа и третье полицейское управление. Самоедам же, в случае неудовольствия разбирательством старосты, предоставляется право вчинять иск общеустановленным порядком.

      На практике суд в вышеуказанной форме почти не существует, так как староста и его кандидаты, за дальностью расстояния, не могут собираться одновременно для составления коллегиального суда, а к единоличному разбирательству инородцы обращаться избегают. Таким образом, возникающие претензии часто разбираются сходом во время съезда остяков для положения ясака. Съезды эти обыкновенно бывают два раза в год: в мае и декабре.

      Кроме того, секретно практикуется клятва над головой или лапой медведя. Почти каждый остяк убежден, что такая клятва, произнесённая ложно, не остается безнаказанной. Поэтому, сознающий себя виновным на клятву не соглашается и признается в вине, произнесший же клятву считается оправданным.

      …Медвежья лапа – атрибут присяги остяка; целуя лапу, он говорит: «задери меня медведь, если я скажу неправду».

Дунин-Горкавич А.А.
Тобольский Север. В 3-х т.
Т.1. Этнографический очерк местных инородцев. – М., 1995. – С.78, 151.

 

      К преступлениям, более часто встречавшимся среди остяков, относятся: ссоры, оскорбление, драка, нанесение побоев, поранение, очень редко кражи и насилия. Здесь не упоминается убийство и другие более тяжкие преступления, как надлежащие компетенции общих судебных установлений.

      В основание судебных решений полагаются как свидетельские показания, так и присяга обвиняемого. Наиболее распространенной формой присяги является клятва над головой (черепом) или лапой медведя. Обвиняемый в подтверждение правоты своих показаний, прикасаясь к голове или лапе произносит клятву: «Задери меня медведь («их»), если я сказал неправду». Сила этой клятвы покоится на глубочайшей боязни остяками духа медведя, как одного из божеств.

      При клятве такого рода показания обвиняемого уже не подлежат сомнению. Присяга подобного рода и ее непререкаемое значение известны у очень многих первобытных народов и у всех наших сибирских туземцев.

Шатилов М.Б. Ваховские остяки.  –  Тюмень, 2000. – С. 138-139.

      У хантов существовала традиция клятвы на щучьем носу (подобно клятве на лапе медведя).

Перевалова Е.В.
Северные ханты: этническая история. – Екатеринбург, 2004. – С.263.

      Некоторые животные считались посредниками в наказании. В первую очередь, к ним следует отнести волка и медведя. Эти животные фигурировали в различных клятвенных церемониях. Например, на Васюгане для наказания неизвестного вора брали сухожилие волка и сжигали его, произнося: «Пусть рука вора скрючится так же, как это сухожилие». На Вахе, если муж подозревал жену в измене, то она ставила перед собой череп медведя, делала на его лбу свое изображение и говорила в присутствии мужа: «Если я виновата, пусть меня в лесу поймает медведь и разорвет». Клятва на медвежьей шкуре была у хантов самой сильной.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В.
Васюганской-ваховские ханты в конце XIX – начале ХХ вв.:
Этнографические очерки. – Тюмень, 2006. – С.156.

      …важная функция [медведя] – блюститель порядка. Медведю, в буквальном смысле «за звериные качества» мифологически предписано быть судьёй и хранителем клятвы. Его главная обязанность – следить за порядком и исполнением установленных традицией обычаев, норм и правил, в том числе соблюдением семейно-брачных отношений и территориальных притязаний.

Попова С.А.
Роль периодического медвежьего праздника Яныг йūкв
в формировании социума северных манси // Вестник угроведения. – 2015. – №1. – С. 94.

      О медвежьей клятве западносибирских народов сохранились письменные источники. Первое свидетельство об этом было получено еще в XVII в. Избрантом, который писал: «те народы убеждены в том, что если женщина отважится солгать, то тот медведь, с чьей шкуры была эта шерсть, через три дня восстанет из мёртвых и сожрёт клятвопреступницу».

      В сообщении о северных остяках 1832 г. утверждается, что они выкусывают волос из шкуры медведя, проглатывают его и говорят: «Пусть меня сожрёт медведь так же, как я теперь ем его шкуру, если я скажу неправду или не выполню своё обещание». Этот же источник добавляет, что самая ценная клятва ими даётся на хвосте шкуры медведя: клянущийся царапает ножом хвост и при этом говорит: «Пусть меня сожрёт медведь, если у меня ложная клятва». Иртышские остяки или целуют хвост, или делают надрез на нём, говоря при этом: «Пусть священный зверь разорвёт мою глотку», если клятва ложная.

      Обычна у остяков и клятва на медвежьей лапе, которую клянущийся кусает со словами: «Пусть этот зверь сожрёт меня, если я виноват» или на медвежьем черепе, которые находятся во многих местах на деревьях или столбах. Если в посёлке не оказывалось черепа, то его привозили из другой деревни, причём за его использование владелец получал возмещение.

      Финский ученый К.Ф. Карьялайнен, специалист по языку и мифологии хантов, в конце XIX в. отмечал, что самым значительным свидетелем клятвы был и остаётся медведь: «Если остяк высказывает сомнение в супружеской верности своей жены, то он вырезает шерсть из шкуры медведя и предлагает её жене; если женщина невиновна, то она принимает шерсть, но если виновна то ни за что не отважится принять шерсть, а тотчас же признается в преступлении… На ту, которая, будучи виновной, принимает шерсть, затем в лесу нападёт этот зверь и разорвёт её на куски – такова вера».

     «Если кто-то… из остяков даст ложную клятву, тот, по их вере, не проживёт и года, а будет сожран медведем».

     …После присоединения Западной Сибири к Российскому государству эта клятва нашла служебное применение: она использовалась при принесении присяги на верность. По описанию известного историка Г.Миллера, присягающих вводили в «судебную комнату», клали перед ними медвежью шкуру и топор и одновременно подавали на кончике ножа хлеб для съедения. Присягающие говорили: «Если только я не останусь до конца верным моей верховной власти страны, а по знанию и желанию стану изменником, уклонюсь от выполнения возложенных на меня обязательств или каким-то другим образом провинюсь перед верховной властью страны, то этот медведь должен разорвать меня в лесу; этот хлеб, который я вкушаю, пусть застрянет у меня в горле, этот нож убьёт меня, этот топор отрубит мне голову».

https://tomskmuseum.ru/about_mus/blog/Ah_medved_ty_moi_batyushka/

Copyright © 2022 Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». Все права защищены.