Обычное право

       Право не может собой заменить все социальные нормы, поскольку регулирует прежде всего внешние связи между людьми, регламентируя поведение. Оно начинает интересоваться мотивами, целями поведения в случае подозрения, что субъект права совершил правонарушение – именно в этом случае важно, почему он это сделал, какова форма вины и т. д. «Нравственный максимум» право не устанавливает, лишь защищает – такова сформировавшаяся конвенция современной юриспруденции.

Назмутдинов, Б. В. ПРАВО И ЭТИКА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВОУСТАНОВЛЕНИЕ» И «НОРМОУСТАНОВЛЕНИЕ» В ВОЗЗРЕНИЯХ ЕВРАЗИЙЦЕВ

https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/y82kkrl4k5/direct/163328457.pdf

     Обычное право – это комплекс обычаев, практики и верований, которые принимаются коренными народами и местными общинами в качестве обязательных норм поведения.

…оно состоит из набора обычаев, которые признаются и коллективно соблюдаются общиной, народом, племенем, этнической или религиозной группой.

…коренные народы и местные общины постоянно настаивают на том, что меры по охране традиционных знаний от незаконного использования и присвоения должны основываться на соблюдении и обеспечении исполнения норм их обычного права.

       Право не может собой заменить все социальные нормы, поскольку регулирует прежде всего внешние связи между людьми, регламентируя поведение. Оно начинает интересоваться мотивами, целями поведения в случае подозрения, что субъект права совершил правонарушение – именно в этом случае важно, почему он это сделал, какова форма вины и т. д. «Нравственный максимум» право не устанавливает, лишь защищает – такова сформировавшаяся конвенция современной юриспруденции.

https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_tk_7.pdf

      Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).

https://be5.biz/pravo/t033/24.html

     В настоящее время коренные малочисленные народы живут по правилам государства,на них распространяются прописанные в нормативных актах права и обязанности, которые они обязаны выполнять так же, как и остальное население. Между тем коренные малочисленные народы — это особая группа среди большинства, имеющая неписаные правила (обычаи), важность которых для самих коренных малочисленных народов ничуть неприуменьшается фактом незакрепленности в актах, и которые являются первичными по отношению к нормативным актам. Другими словами, перед коренными малочисленными народами стоит задача — соблюдать общие правила и при этом не нарушать свои обычаи, которые неотъемлемы от самих народов, их культуры, жизнедеятельности, понимания и восприятия мира и природы.

https://cyberleninka.ru/article/n/obychai-korennyh-malochislennyh-narodov-i-federalnoe-zakonodatelstvo/pdf

     Как правило, у неискушённого в хитросплетениях истории и правоведения человека при упоминании «обычного права» возникает ряд ассоциаций с чем-то архаичным, древним, неприменимым и несуществующим в современном мире – илиобычным, обыденным, а значит – не важным.

     Почему у мужчин при встрече принято здороваться за руку? (Версия про демонстрацию отсутствия камня в руке достаточно спорна, особенно в отношении доказательств таковой, и как тогда объяснить традицию у некоторых племен тереться носами в знак приветствия?) Зачем нужны «свидетели» в ЗАГСе? Почему женщина при вступлении в брак обычно берёт фамилию мужа? Почему ложь аморальна и недопустима? И в большинстве подобных случаев мы соблюдаем эти правила поведения, даже не задумываясь о том, почему мы так поступаем и почему мы поступаем именно таким образом. Да потому, что так сложились наши обычаи, и ни в одном нормативном правовом акте мы не найдём ни «по букве, ни по духу» указания, что мы должны или обязаны поступать именно таким образом в обычных жизненных обстоятельствах.

     На современном этапе, когда в основном под «правом» мы понимаем позитивное право, обычаи, как правило, относят к истории права или народному фольклору, что вполне объяснимо. До появления письменности как средства коммуникации, и уж тем более в догосударственном обществе, пословицы и поговорки как жанр фольклора представляли собой неписаные правила общественного поведения и были своеобразным их «обнародованием (источником опубликования)». С течением времени, появлением государственности у народов и «права писанного», пословицы и поговорки, как и обычное право, были вытеснены на окраины социальной жизни. В настоящее время они регулируют в основном внутрисемейную жизнь, посвящены выполнению человеком социальных обязанностей и правил общественного поведения. Поведение человека в обществе и в кругу семьи определяется теми обычаями, которые нигде не записаны и имеют истоки в глубокой древности, поскольку основаны на весьма архаичных правилах, от «око за око, зуб за зуб» и т.д., до, вероятно, более поздних – «Воздастся по заслугам» и т.д.

     Любое примитивное общество на начальном этапе своего развития подходит к необходимости формирования простейших правил поведения. Как показывает исторический опыт, единственным видом таких правил, которые бы регулировали все стороны жизни общества, были обычаи. Обычай был первым источником права в зарождавшемся из родового строя государстве, а первые «законодательные акты» представляли собой свод обычаев, действовавших ещё в родовом строе.

     Обычай – это не юридическая норма и не правило поведения, санкционированное государством, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которого последуют определённые правовые санкции. Обычаи – это некая модель поведения, которая фактически существует в нашей жизни и которая, в силу постоянного повторения её членами общества, воспринимается в нём как само собой разумеющееся.

     Стремление коренных малочисленных народов Севера самостоятельно определять свой образ жизни и формы своей хозяйственной деятельности имеет глубокие исторические корни. В течение веков коренные малочисленные народы Севера почти не соприкасались с государственными организациями, что дало им возможность независимо от властей устанавливать формы своей организации и правила, которым обязаны были следовать практически все проживавшие на северных просторах.

     В этом и заключается феномен «обычного права», когда люди на протяжении многих тысячелетий соблюдали и поддерживали модель поведения и ограничений в нём не из страха наложения на них санкций (штраф, лишение свободы, лишение имущества или каких-либо прав и т.д.) – а как безусловный алгоритм поведения.

     Возможно, именно в обычном праве кроется рецепт преодоления правового нигилизма, нарастающего одновременно со всё большей правовой (санкционируемой государством) формализацией общественных, межличностных, семейных отношений, нарастающей государственной регламентацией сфер общественной и личной деятельности человека. И в этом отношении исторический опыт регулирования общественной жизни на основе обычаев, самоорганизации коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС) может быть уникален и бесценен.

     Уникальность современного обычного права КМНС заключается в том, что важным обстоятельством его существования представляется сохранение во многом архаичного уклада жизни, оторванности от современной цивилизации, отсутствие или малое количество современных средств коммуникаций. Другой важной причиной является затруднённый доступ к структурам государственной власти в целях защиты прав и законных интересов: ввиду материальной несостоятельности, юридической безграмотности, в силу, опять же, плохой «транспортной доступности» органов государственной власти и средств коммуникации с ними.

     При этом необходимо учитывать и определённую «экономность» обычного права. Когда нормы и традиции собственного народа, связанные с памятью предков, являются действенными регуляторами, подчинение которым вполне добровольное – в отличие от позитивного права, подчинение которому обеспечивается многочисленным и затратным государственным аппаратом, с зачастую сомнительной эффективностью.

     Многие обычаи коренных малочисленных народов Севера обусловлены жизненной необходимостью защищать окружающую среду, являющуюся для них почти единственной кормилицей.

https://goarctic.ru/society/obychnoe-pravo-u-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/

   Первоначальной объектной средой для человека была природа, тогда как общество выступало лишь вспомогательным изменчивым средством деятельностной организации. Общество и его нормативы возникали как разрастающаяся система запретов, изначально имевших сугубо экологический (промысловый, природоохранный, гигиенический, физиологический и др.) смысл. Например, экзогамия как средство противления инцесту родилась из наблюдений за животным (зверино-человеческим) миром отношений и в то же время явилась первым социальным табу.

Головнёв А.В. – С. 22.

Copyright © 2022 Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». Все права защищены.