летописец своего народа

Река жизни Еремея Айпина

«Все во мне, и я во всем!..» – сказал великий философ, поэт Тютчев. Е. Айпин заново открыл эту заповедь. И стал пускать свои одухотворенные стрелы – слова, пронзая сердца, заново обучая их словарю природы и той Любви, про которую в Писании сказано: «Бог есть Любовь…»

Владимир Рогачев, литературовед, критик, Тюмень

«Я пришёл на Землю в самый долгий день года».

     «Я пришёл на Землю в самый долгий день года. Быть может, поэтому мне кажется, что я помню себя со дня своего рождения».
    Белый ягель. Зеленые сосны. Домашний бор. Это мой дом. Это моя Родина. Я родился в маленьком лесном поселении охотников, рыбаков и оленеводов  в 100 км от Варьёгана вниз по реке Аган. Сейчас там на родовом кладбище похоронены мои родители – мама и папа, бабушка, дедушка по отцовской линии, старец Ефрем. Это земля, которая имеет мощную силу притяжения. Я уже посмотрел мир, половину планеты точно объехал, но такой земли, как наша, не встретил.

Летописец своего народа

  Еремей Айпин принадлежит ко второму поколению северных писателей. Заслуженный деятель культуры Югры Еремей Данилович Айпин на работе – депутат Думы, а в душе – творец. Именно в писательстве он видит своё призвание.
   Особую роль в жизни хантов играет Слово собирающее, объединяющее, адресованное всем, кто умеет и хочет слушать. Слово произнесенное сопровождало Еремея Даниловича с детства. В роли рассказывающего выступал Старец Крестный, и, конечно, родители. Непрофессиональные сказители, а близкие, которые были рядом всегда, объясняли незнакомое, непонятное. Их Слово несло не только информацию, развлекало и радовало. Оно закладывало основы миропонимания, убеждало в том, что «все, что есть в этом мире, все объяснимо, все имеет свои истоки». Рассказы взрослых часто уводили и самих говорящих, и слушающих в древние-задревние времена, о которых можно было узнать только из мифа, легенды, сказки, предания, песни…
    И этот образ человека ищущего, который вечерами в тишине старался улавливать звуки засыпающей земли, услышать тишину на болоте наполняясь впечатлениями и душевными переживаниями, человека рассказывающего об услышанном, осмысленном и пережитом, мы узнаем в лучших произведениях Еремея Айпина.

  В школе Еремей Данилович научившись читать и писать, ощутил потребность рассказать услышанные с раннего возраста истории. Начал писать маленькие детские рассказы, связанные с природой и ее обитателями, а при поступлении в школу, он знал всего лишь одно слово на русском языке – «мука». Любовь к литературной деятельности привил школьный учитель Александр Корнеев. «Он увидел во мне стремление писать и поддержал меня», но для себя все же решил, что, окончив школу, вернется домой и будет продолжать заниматься промыслом. Этого не случилось.
   Первые публикации в конце 60-х окружной газете «Ленинская правда», законченный в 1976 году Литературный институт имени А.М.Горького (семинар Бориса Бедного), дипломная повесть «В ожидании первого снега», опубликованная в Средне-Уральском книжном издательстве в 1979 году – это первые шаги к большой литературе.
  Самой своей сокровенной книгой Еремей Данилович считает повесть «У гаснущего очага», которая в свою очередь выросла из цикла «Я слушаю Землю».

     Рукопись эпического романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари» его первый читатель Роберт Штильмарк назвал «явлением в нашей литературе исключительным».
     Роман «Божья Матерь в кровавых снегах», повествующий о событиях Казымского восстания 1930-х годов, выдвигался Международным конгрессом финно-угорских писателей на Нобелевскую премию.
    Писатель Еремей Айпин написал более 20 книг, его произведения переведены на многие языки мира. Он без преувеличения, уникальный писатель. Он смог соединить великолепное пользование великим русским языком с традициями хантыйского народа. Коллеги по цеху называют его «летописцем своего народа». Его перу принадлежат произведения, в которых вдумчивый читатель знакомится с настоящим Севером, с его добрыми и доверчивыми людьми, умеющими как никто другой понимать и любить суровую природу югорского края.
    Прозаик Е.Айпин никогда не стоял в стороне от наболевших для его народа проблем. В его прозе – постоянный поиск, стремление сохранить и вернуть утраченные ценности.

«Торум Маа» – путь к возрождению

     В конце 80-х, в период, который вошел в историю страны как период перестройки, Еремей Айпин работает корреспондентом Ханты-Мансийского окружного комитета по телевидению и радиовещанию, редактором окружного научно-методического центра народного творчества в Ханты-Мансийске, изучает хантыйский фольклор, часто ездит в этнографические экспедиции.   Именно тогда идет поиск способов возрождения культурного пространства обских угров.
   Чтобы древние сказания коренных народов Севера заново ожили, на одном из семи холмов Ханты-Мансийска началось строительство парка-музея, который теперь известен как Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа».

     «Проезжая по Агану, – вспоминал Еремей Данилович, – и глядя на брошенное Селение со взломанными дверями лабазов и домов, сердце обливалось кровью. Все-таки здесь прошло мое детство и отрочество. А ушлые катерники и шлюпники что-то распили на дрова, что-то сожгли прямо на месте, что-то разобрали и увезли. А хотелось сохранить хотя бы старинные постройки как образец архитектуры аганских остяков. Для потомков. Хотя бы в форме музея. Такой парк-музей я впервые увидел в Таллинне, у эстонцев, с которыми мы в то время начали вплотную сотрудничать по вопросам сохранения нашей материальной и духовной культуры. Эстонский музей мне очень понравился. И я сразу почувствовал, что нам нужен такой же музейный комплекс. Но только живой, работающий, чтобы все можно было потрогать руками, попользоваться, при необходимости попробовать на вкус».

17 июня 1987 г. Ханты-Мансийским исполкомом народных депутатов принимается решение о создании «Парка-музея под открытым небом». Еремей Данилович входит в авторскую группу концептуальной идеи музея. В начале сентября состоялись экспедиции по р. Аган Нижневартовского района в составе Е.Д. Айпина, Э.И. Косполова, Т.А. Молдановой, Айваседа Юрия Кылевича по отбору построек и экспонатов для будущего музея. В результате экспедиций принимается решение перевезти пять родовых построек Айпиных с реки Аган.
     «…в заброшенном селении мы выбрали пять уцелевших построек. Три из них принадлежали нашей семье. Это лабаз из колотого кедрового теса, построенный моим дедом Романом с участием его брата, старца Ефрема, в начале века. Бревенчатый хозяйственный лабаз, возведенный моим отцом в пору моего детства. И сруб для останков медведя, тоже возведенный моим отцом. Из жилых помещений лучше всех сохранился дом дяди Василия, который мы разобрали. И пятый объект-навес-коптильня. Тоже очень старый – был построен моими крестным, старцем Ефремом, в начале века…»
    Строительство музея шло полным ходом. Еремей Данилович Айпин контролировал сборку привезенных построек, сам вырубал «почерком отца» недостающие или обветшавшие детали. Открытие музея состоялось 30 октября 1987 года.
      «Торум Маа» стал культурным, духовным центром обских угров и таким остается по сей день.

 

     «Торум Маа» является уникальным системообразующим институтом сохранения, изучения и популяризации историко-культурного наследия коренных малочисленных народов ХМАО – Югры. Созданный по инициативе и энтузиазмом представителей этнической интеллигенции, музей на протяжении 35 лет является важнейшим элементом и, одновременно, ярчайшим маркером успешного опыта презентации традиционной культуры в условиях современного городского пространства; рациональной сбалансированной политики в области формирования межэтнических отношений; формирования идентичности населения Югры, привлекательного образа города, региона и всей страны».

Из резолюции III Международной научной конференции Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое (октябрь 2022 года)

«У меня нет ощущения, что я занят не своим делом»

   Отнимая время у творчества, он старается решать насущные проблемы своего этноса.
12.1989 – 02.1990 – член Комиссии Совета национальностей Верховного Совета СССР по национальной политике и межнациональным отношениям.
02.1990 – 11.1991 – председатель подкомиссии Комиссии Совета национальностей Верховного Совета СССР по национальной политике и межнациональным отношениям.
11.1991 – 01.1992 – член Комитета по межреспубликанскому экономическому сотрудничеству Совета Республик Верховного Совета СССР.
02.1992 – 01.1994 – представитель Президента Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе.
01.1994 – 01.1996 – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по делам национальностей.
02.1997 – 08.2000 – советник аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе.
01.2001 – 01.2002 – депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа.
01.2002 – по наст. время – заместитель Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера.

 

     Будучи депутатом Думы Югры Еремей Данилович одним из первых занялся разработкой закона о правовом статусе коренных малочисленных народов севера. Сегодня нефтяники без согласия владельцев родового угодья уже не могут на его земле добывать нефть, они вынуждены заключать с ними экономические соглашения.
     «О своей политической и общественной деятельности Еремей Айпин писал: «Да, это далекая от искусства, литературы сфера деятельности, но она тоже дает мне материал для книг, расширяя представления о психологии, характерах людей».