Наказания за нарушения установленных традицией норм

      Моральные суждения и нормы представляют собой определения, предписания, наставления и запреты, касающиеся различных жизненных ситуаций, а моральные принципы – «важнейшие моральные обязанности, являющиеся мотивами нравственных поступков»… На их защите стоят различные божества и духи. У лесных ненцев за жизненную ситуацию, поступки человека отвечает Ичек-Торум [Ю.К. Айваседа-Вэлла, пос. Варьёган. 1990]. Похожий образ присутствует в мировоззрении северных манси – божество Консыӈ ойк’а «Когтистый Старец-мужчина»’ (букв.: медведь), оберегающий «уровень (до) верхушек деревьев», т.е. мир людей… Он «вершит правосудие», ему мифологически предписано быть судьёй и хранителем клятвы.Его главная обязанность – следить за порядком и исполнением установленных традицией обычаев, норм и правил, в том числе соблюдение семейно-брачных отношений и территориальных притязаний [Попова. 2015. С. 94]. Хантыйское божество Ас тый ики также отвечает за отношения между людьми, стоит на страже морали и нравственных норм традиционного общества.

Сподина В.И.
Человек в традиционной картине мира
(на материалах обских угров и самодийцев). – Ханты-Мансийск, 2017. – С.233-234.

      …в качестве причин телесных недостатков обские угры и самодийцы выдвигают следующее:нарушение установленных традиционной культурой норм поведения, подмена детей лесными духами, проявление избранничества.

Сподина В.И.
Человек в традиционной картине мира
(на материалах обских угров и самодийцев). – Ханты-Мансийск, 2017. – С.68.

Когда кто-нибудь умрет в семье, нельзя рассказывать сказки 5 месяцев, а петь песни 5 лет.

Лукина Н.В.
Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники поэтнографии. Т.5. Конда. Тромъёган. Лямин. Казым. – Томск, 2010. – с.236.

     [Т.Д. Слинкиной. Ханты-Мансийск. 2015]. Информант поясняет, что «каждая часть тела связана с определёнными нормами поведения. Если их нарушить, то у человека теряется защита от проникновения злых сил и он получает ущербность». Ненцы верили, что за нарушение установленных традицией норм человека и животных наказывает уродством злой дух Нижнего мира Мэдна  «Хромой» [Харючи. 2012. С. 55]. Поэтому в представлениях хантов, манси и ненцев нарушение нормы вызывало ощущение опасности, тревоги.

 

горбатость у ребёнка могла появиться

вследствие нарушения беременной женщиной запрета перешагивать через топор [Слепенкова. 2008. С. 87],

 

хромота (вывих шейки бедра) могла преследовать детей, в семьях которых присутствуют сквернословие и злоба [Устное сообщение Т.Д. Слинкиной. Ханты-Мансийск. 2015].

Сподина В.И.
Человек в традиционной картине мира
(на материалах обских угров и самодийцев). – Ханты-Мансийск, 2017. – С. 64.

     Нормы нравственности не допускали осмеивать физические недостатки человека, передразнивать его. Тому, кто это делал, говорили: «Унӆен ювра таӆӆа» «Рот в сторону станет».

Лапина М.А.
Этика и этикет хантов. Екатеринбург, 2008. – С. 42.

      Обычное право малых народов Севера и Сибири в XVII – начала XX в.в.
Изучения обычного право малых народов Севера и Сибири велась исследователями в разные времена, от присоединения Сибири Ермаком и до сегодняшних дней. Эта тема очень актуальна и интересна тем, что юридические обычаи народов Севера никогда не фиксировались письменно, а существовали изустно, передаваясь из поколения в поколение. Первых землепроходцев интересовали в первую очередь этнографические аспекты. Хорошо разглядев, они также увидели и юридические права северян. В дальнейшем накопление информации было связанно с практикой административного управления национальных окраин, в том числе и Сибири. Екатерина II затребовала от сибирских властей сведения « о законе их, сохранившихся между ними преданиях» .
После первых попыток Екатерины II также теория обычного права разрабатывалась в России в конце XIX — начале XX вв. Эта проблема, безусловно, представляет научный интерес!
В обычном праве присутствуют элементы гражданские семейные, уголовные, территориальные, но я остановлюсь на семейных отношениях, которые описывают многие исследователи

      Одним из первых этнографических трудов, содержащих немало важных и интересных сведений по обычному праву этих народов, является “Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов” В. Ф. Зуева. В исследовании приводятся факты существования у народа ханты и ненцев обычаев обязательного гостеприимства и дарения. У народа ханты Гостей одаривали женщин одаривали платками, платьями, дорогим гостям шуба (ягушка), оленями. Подарок Олень мужчине дарят оленя только хор т.е. муж пола животное. Женщине только важенку жен пола. Это было обмен племенными животными в Оленеводческом стаде обновление крови. Выплаты калыма за невесту (сторона мужа обязывалась дать определенное количество оленей, потом они постепенно переходили в “казну” семьи, также со стороны невесты давались домашняя утварь), свободы развода для женщины (Развод разрешен для женщин, потому что она могла уйти к родителям, братьям. Могла обеспечивать себя одеждой и пищей. Мужчина же не мог развестись с женой потому что ему не кому будет шить одежду, ему не кому будет готовить и содержать жилище, также у него не будет продолжаться род.), многоженства (у “богатых”)( многоженство было в том случае если жена была бесплодна или не справлялась с домашним хозяйством), сорората (женитьбе вдовца на сестре умершей жены), левирата (вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа.) ( Левират и сорорат использовались для того чтобы продолжался род, не платить калым и чтобы дети воспитывались родственниками. Использовалось эти и против кровосмешения.), и других форм брака, а также указание на имевшие место разбирательства отдельных ссор и обид судом посредников и “князцов”, причем последние “окладу” за это не имели, а “о других важных делах” просили выше (при разбирательстве князья не имели “окладов” долгов, долги появлялись когда купцы приходили за ясаком, а у человека не было того количества которое надо и купец забирал его ребенка до тех пор пока тот не выплатит всё, для того чтобы не забирали ребенка он брал взаймы” например князь Тайшин просил о снижение ясака у местного гардоначальника, тот не среагировал никак, тогда Князь Тайшин дал указание запречь огромный аргиш оленей и поехал сам в Санкт-Петербург к царице Екатерине, просить чтобы коренным снизили ясак. ) . В. Ф. Зуевым описан такой любопытный ненецкий обычай (являющийся несомненно пережитком родового строя), как обязательное распределение калыма за невесту между всеми ближайшими родственниками, а также отмечены следующие хантыйские обычаи: избегание невесткой и тестем, зятем и тещей друг друга (избегание невесты выражалось в виде закрытия платком лица делалось это, для поднятия авторитета нового человека в семье чтобы её уважали и не обижали, потому что они прекрасно знали что в будущем эта женщина будет воспитывать детей и от неё зависит продолжение рода), длительная разлука невесты со своими родителями после свадьбы (после свадьбы невесту увозили далеко от родных и жила она с семьей мужа) .

 

      Во многих источниках ученые рассказывают о том далеком и так не похожем на наш мир жизни, один из них К.Д. Носилов В своих рассказах: “Из путешествия на полуостров Ямал”, “У вогулов”, “С Оби на Печору” и т.д. Характеризовал внутрисемейные и внутриродовые отношений у манси, основанных на обычном праве. Он подробно рассмотрел их систему наследования, правила развода (как и Зуев В.Ф., указал на свободу развода для женщины), вопросы землепользования и родовой собственности. Судя по его материалам, часть угодий, наиболее ценных для промысла, принадлежала всем общинникам и использовалась сообща, охотиться в чужих владениях категорически запрещалось . В то же время границы родовых угодий четко не определялись, но их знали все, и родовая собственность у манси стояла на первом плане.

       Более конкретной и содержательной в описании обычно правовых норм хантов и селькупов представляется работа А. Г. Воронова. Так, например, он также упомянул свадебные обычаи обоих народов, порядок выплаты калыма родителям невесты и приданого жениху, а также правила развода и возвращения назад приданого и калыма при разводе и другие обычаи, регулирующие семейно-брачные отношения ( также если муж обижал жену и она уходила к родителям, когда он за ней приезжал, то должен был снова заплатить калым родителям, соблюдалось это чтобы муж не обижал жену) . Автор указал на характерные как для народа ханты, так и для селькупов обычаи гостеприимства и взаимопомощи, рассмотрел правила закрепления за определенными поселениями или родами “отдельных пространств земли” и применения наказаний за промысел в чужих угодьях вопросы землепользования и родовой собственности. ( Судя по его материалам, часть угодий, наиболее ценных для промысла, принадлежала всем общинникам и использовалась сообща, охотиться в чужих владениях категорически запрещалось. Тотем играл важную роль. Тотемных животных не всегда было можно добывать. Тем самым в одних территория животные размножались, в других сокращались, Животные переходили на пустующие зоны и продолжали размножаться. Земля не пустовала был взаимообмен животными. Границы родовые всегда четко определялись, их знали все, и родовая собственность у манси и ханты стояла на первом плане). Им же отмечено, что договоры и обязательства скреплялись родовыми тамгами (Тамга – между купцом и охотником оленеводом. На дощечке вырезались знаки и ломались вдоль. Одна хранилась у купца а другие у оленевода. Например, писалось сколько сдал оленьих шкур, мясо. Если не была обговоренара территория охоты и выпаса оленей, т.е. аренда, между соседями или приезжими коми или русскими, поэтому они живут в городах и крупных поселках они были безземельные.), и приведены сведения о многих других “юридических обычаях” народа ханты и селькупов.

       Данные о судопроизводстве на основе обычного права у народа ханты в случаях “вторжения на чужую территорию” имеются и в большом монографическом труде А. А. Дунина-Горкавича. Он дал краткую характеристику аборигенных судебных институтов (родовые управы и сход у народа ханты, родовые старосты у ненцев), привел факт использования народа ханты при судебных разбирательствах медвежьей клятвы (Человек который был обвинен в каком то преступлении или проступке обязан был поклясться на медвежьей лапе что он этого не делал, если человек не делал этого то с ним будет все в порядке, если сделал о его съедят животные. Эти правила кажутся довольно диким для современного общества, но они испытаны веками и никогда не подводили.), а также пытался анализировать и критиковать несоответствующие “требованиям жизни северного инородческого населения” государственные законы (“Положение об инородцах”, “Устав о податях” и др.), которые к тому времени достаточно активно воздействовали на весь традиционный уклад жизни аборигенов, в том числе на их обычное право .
      В начале 20 века после прихода советской власти и влияние российской государственности еще долгое время не могло изменить правосознание обских угров и самодийцев и полностью вытеснить из их жизни нормы обычного права. Первой судебной инстанцией у аборигенов вплоть до 1930-х гг. оставалось родовое или юртовое управление (или совет), занимающееся судопроизводством мелких уголовных и гражданских дел на основе обычного права, что официально закреплялось многими документами советских государственных органов .
Некоторые элементы обычного право до сих пор присутствуют в жизни коренных жителей.

Copyright © 2022 Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». Все права защищены.