Конец 1980-х гг. – особый период в истории обско-угорских народов. Эта особенность связана с тем, что в корне меняется официальный статус традиционных культур. Они стали именоваться «уникальными», «самобытными», начали получать поддержку официальных органов власти. Для национальной интеллигенции, вышедшей из традиционной среды, данный этап стал возможностью выразить собственное понимание ценностей своей культуры, в том числе фольклора.

Фольклорный отдел окружного Центра народного творчества и культпросветработы (руководитель Е.Д. Айпин) заключает договор с Новосибирской государственной консерваторией (группа Ю.И. Шейкина [7] ). Специалисты консерватории систематизировали фольклорный фонд, а также совместно с сотрудниками фольклорного отдела совершали поездки для профессиональной записи фольклора.  С 1988 по 1991 г. состоялось пять музыкально-этнографических экспедиций [Волдина, 2002, с. 91–92]. Именно в этот период было зафиксировано большое количество произведений из репертуара медвежьих игрищ. По мере сбора информации выявилось, что носителей фольклора медвежьего праздника, как у восточных, так и у северных хантов достаточно. Однако они проживают весьма разрозненно. В 1988 г. по инициативе представителей национальной интеллигенции Ю. Н. Шесталова, Е. Д. Айпина «с целью сохранения культур коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа» была создана самостоятельная структура – Окружной дом народного творчества народов Севера [8] . В год создания вышеназванного учреждения для проведения медвежьих игрищ Е. Д. Айпин собрал исполнителей игрищ восточных хантов в стойбище на р. Аган. Ведущими исполнителями являлись Д. Р. Айпин, И. С. Сопочин, П. К. Купландеев. Обрядовый праздник длился пять дней и записывался на видеопленку специалистами из Эстонии под руководством Леннарта Мери [9] . Впоследствии, в 1989 г. ими создан фильм «Сыновья Торума», который является этнографической документацией медвежьего праздника (режиссер Леннарт Мери). Однако по сей день песни и драматические сценки этого праздника не опубликованы. В том же 1988 г. носители фольклорных традиций как восточных, так и северных хантов были собраны в Ханты-Мансийске в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» [10] . Совместить две различные традиции локальных групп хантов в то время казалось делом невозможным, по этой причине праздник состоял из двух независимых друг от друга частей. Поэтому говорить о полноценном ритуале не представляется верным. Ведущим исполнителем восточных игрищ был П. К. Купландеев, северных – П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов, Д. Н. Тарлин. Материалы засняты на фото- и кинопленку А. Н. Михалёвым, оператором, приглашённым для этой цели из г. Томска [11] 

Почти весь состав исполнителей был вывезен в Москву на II Международный фольклорный фестиваль, где были показаны отдельные сценки из медвежьего праздника. В данном случае можно говорить о том, что впервые на уровне России округ был представлен аутентичным фольклором, это произошло стихийно [12] 

2015

Последние медвежьи игрища на р. Казым были организованы в марте 2015 г. На этот раз инициаторами проведения выступили сотрудники окружного Музея «Торум Маа» в рамках инициативы по созданию культурно-образовательного проекта «Этноакадемия обских угров». Организацию игрищ взяли на себя сотрудники Этнографического музея-парка села Казым. Ведущими исполнителями являлись А. А. Ерныхов и Т. А. Молданов. Для видеофиксации материала был приглашён журналист телекомпании «Югра» В. Журавлёв [31] . Видеозапись вели исследователи О. Балалаева, Э. Уигет, частично представители из Норвегии, аудиозапись – Молдановы, Е. Д. Каксина, Р. М. Потпот, Т. В. Волдина и др [32] . Здесь впервые молодёжь и подростки были не просто исполнителями, но фактически взяли на себя одну из частей праздника – драматические сценки (ӆуӈаӆтупат). Они впервые заговорили на хантыйском языке, т.е. играли роли уже не «без слов», как в 2002 г., а на хантыйском языке, более того, впервые ими исполнялись песни-диалоги из репертуара медвежьих игрищ. 

2016

В г. Ханты-Мансийске в 2016 г. также в целях сохранения медвежьих игрищ Музей «Торум маа» (директор В. Н. Кочетыгова) приступил к реализации культурно-образовательного проекта «Этноакадемия обских угров» [В Этноакадемии…, Первая сессия…]. В силу того, что здесь занятия проводятся под руководством носителя казымской традиции Т. А. Молданова, также можно говорить о трансляции традиции именно этой группы хантов. 

 

Молданова Т.А. Из истории возрождения хантыйского медвежьего праздника https://beargames.ru/media/publikacii/iz-istorii

Entertainment & Events

We specialize in arranging business-events. We can help you to dive into your work without a care. Your meeting should be successful, no matter what you aim for.

Our big conference Stonehenge Hall is outfitted with state-of-the-art technical facilities. It is perfect for top level negotiations or board of directors meetings.

The thermal baths are a magnificent, internationally known architectural masterpiece. SPA baths are classified as a listed building shortly after completion. The unique atmosphere and the highly mineralised water that comes out of our mountain spring at a pleasant 22° Celsius makes the time you spend in the baths a deeply relaxing experience.
Treat yourself to a revitalizing ESPA treatment at our spa.

Spa / Wellness Center

Weddings / Celebrations

On this most special of all days, may you be blessed in countless ways – our wedding organisation will help you to make your wedding being beautiful and stress free. With faith and love and lots of hope, and all the things which help you cope!

Our magnificent venue is also very much fit for hosting any kind of  celebrations and events