Имущественное право
В семье были известны две формы собственности: семейная и личная. Важнейшей общесемейной собственностью были промысловые угодья. У всех исследуемых групп таковыми являлись места установки запоров для добычи рыбы, а у васюганцев и охотничьи урманы. Владельцем угодья считался тот, кто первым его освоил: построил избушку и сделал затесы на деревьях. Общей собственностью были большие сети и невода. Мясо и рыба поступали в общее пользование семьи, пушниной женатые сыновья распоряжались самостоятельно, а неженатые сдавали главе семьи.
Но были известны случаи семейной собственности на пушнину. В общем владении семьи находились большие лодки для переездов на далекие расстояния, жилище, постель, котел, на Вахе также часть оленьего стада, включая и оленей из приданого невесты. Распоряжался оленями чаще всего мужчина — глава семьи. Ему принадлежали также запор, оружие, маленький обласок для разъездов на охоте и рыбалке.
Собственностью женщины, кроме приданого, являлась сложенная ею печь, берестяная утварь, швейные принадлежности. Наземная печь для хлеба, а на Вахе и участок для его выпечки в песке могли находиться в собственности нескольких женщин одного поселения.
Каждый член семьи имел личные инструменты, а на Вахе — и отдельных оленей вместе с их приплодом.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В.
Васюганской-ваховские ханты в конце XIX – начале ХХ вв.: Этнографические очерки. – Тюмень, 2006. – С. 170 – 171.
Те угодия, которыми известное семейство или род владеют на правах пользования считаются неприкосновенными; поэтому эксплуатация таких мест посторонними считается правонарушением, наказуемым остяками по обычному праву (обыкновенно, у такого лица отбирается то, чем оно воспользовалось на чужом угодии, и сверх того на него налагается штраф). Границы угодий у остяков определены точно. Границами служат обыкновенно речки и мысы. Уважая право собственности, остяк не позволяет себе охоту на чужой территории.
Если во время охоты зверь перебежит в пределы чужого угодья, остяк прекращает свои преследования, если же он убьет его на чужой земле, то, по установившемуся среди остяков обычаю, охотник шкуру убитого зверя отдает владельцу той территории, на которой он убил его, а мясо берет себе. У остяков считается также проступком срубить в пределах чужого угодья дерево, пригодное для челна. Интересен в этом отношении следующий случай, ставшим предметом судебного разбирательства у казымцев: остяк Мазьянских юрт срубил у выргинских остяков кедр и сделал из него лодку. Когда на суде было указано, что кедр принадлежал выргинским остякам, то лодка перешла во владение последних; кроме того, за свой самовольный поступок мазьянский остяк принужден был уплатить штраф в размере 10 рублей.
Дунин-Горкавич А.А.
Тобольский Север. В 3 т. Т.3 Этнографический очерк местных инородцев. – М., 1996. –С.67.
Отдельные олени являются собственностью того или иного члена семьи. Получают их при рождении или в другом возрасте. Олень, родившийся от собственного оленя, считается собственностью этого же человека. Обычно их дарят другим членам семьи.
Лукина Н.В.
Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии. В 6-ти т. Т.4. Аган, Пим. – Томск, 2009-2010. – С. 18.