ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДА БОБРА
ОТКУДА РОД ПОШЁЛ
В фольклоре упоминается некий «песенный» (древний) народ арəх яҳ, живший в землянках, занимавшийся промыслом лося и добычей рыбы. Oҳəн яҳ — «аганский народ» подразделялся на ыŋ явəн яҳ (нижнеаганских) и нум явəн яҳ (верхнеаганских). В низовьях реки проживали Епаркины, Покачевы, Тырлины, Карамкины, в среднем течении — Тылчины, Лейковы и Айпины, в верховьях — Сардаковы и Казамкины. Еще в конце XIX — начале XX в. группы отличались «по говору», отдельным элементам культуры (например традиции строительства жилищ и культовых сооружений), хозяйственной спецификой и степенью русского влияния.
От основного корня могло образоваться несколько ветвей. При расселении они получали новые названия, происходившие от наименования местности. Группа кровных родственников поклонялась, как правило, одному божеству — ŋуңку. Отдельного духа-покровителя могла иметь каждая ветвь. Со временем родственные связи ослабевали и носящие одну и ту же фамилию люди сейчас не всегда считаются кровными родственниками. Однако каждая фамилия хранит исторические предания и легенды, повествующие о появлении и расселении их предков на Агане.
…вверх по Агану проживали Айпины и Лейковы. Существует несколько предположительных вариантов перевода фамилии Айпин — «маленькая ложка» или «маленький народ». По легенде, они поднялись на Аган с Оби еще во времена «огненного потопа».
Бронзовая бляха с фигурами бобров.
Переходный период от раннего железного века к Средневековью
Старики говорят, что давным-давно был цек(чек)-най — огненный потоп. Сначала огонь шел, земля горела. Вслед за огнем вода поднялась, семь лет держалась. Земля всплывала на то время, за которое можно сварить мясной бульон. О надвигающейся беде люди узнали за семь дней. От огня-воды спаслись лишь те, кто успел сделать большой плот из лиственничных бревен. Бревна плота стягивали семисаженной веревкой из корней тальника и привязывали к березам. У кого веревки не хватало, того течением вниз по реке уносило. Сверху плот покрывали пологом из стерляжьей кожи, чтобы не погибнуть от укусов змей и разной иной пакости. На плот мог забраться любой зверь: медведь, лось, росомаха. Гнать их нельзя, столкнешь — в живых не останешься. Плоты вверх по Оби несло. На возвышенности Маңкəң рап или, как ее сейчас называют Филькин яр, есть отметина, по ней видно, до какого места вода поднималась. На этой горе все уцелевшие люди и звери собрались. После того как вода начала опускаться, народ по разным местам разошелся. Где плот останавливался, там и селились. Окрашенный в цвет охры песок — это следы выжженной огнем по время великого потопа земли [Е. Н. Семейченко, Р. Г. Казамкин, Р. В. Казамкин].
Рисунок О. Сечко
Иллюстрация к книге Е.Д. Айпина
«Инэл лыхал сайны – В тени старого кедра»
На высоком месте у р. Юккунъёгана пристал плот с семью братьями и сестрой Айпиными. Это была «земля, данная богом, поэтому ее ни продавать, ни делить было нельзя». Здесь же они основали святилище Хозяйки реки Аган — Оҳəн-ими. Род Айпиных разросся и из старых юрт Явəн-кутəп-пуҳəŋ, что располагались ниже устья Ватьёгана, они разошлись по Агану. О существовании прежде большого клана может свидетельствовать название одного из их летних поселений — Вач явəн оң ŋапəт қо ŋоң қотəт (Устья Ватъёгана семи мужиков летние дома).
Однако, по преданию, после того как их богиня была украдена ваховскими хантами, род начал вымирать. Из многочисленных прежде ветвей-поколений Айпиных остались лишь потомки юққəң явəн яҳ — «Деревянной речки народ», Петəр-ики яҳ — «старика Петра народ» и вач явəн оң яҳ — «устья Ватьёгана народ». По данным Р. П. Митусовой, в начале XX в. Айпины проживали в юртах Ват-яун-пугол, Юхкон-яун-пугол, Пеу-пугол и Синко-пугол.
В 1858 г. остяки Аганской волости были приписаны к трем населенным пунктам. В юртах Ляхтиных (36 чел., 5 хоз.) значились Ляхтины, Лейковы, Тырлины, в юртах Айпиных (65 чел., 4 хоз.) — Ляхтины (они же Немчиновы), Сардаковы, Казымовы, Поповы, в юртах Лабановых (25 чел., 4 хоз.) — Лабановы, Юсапины.
Проживающие в среднем течении р. Аган Айпины и Лейковы являлись хранителями богини-хозяйки р. Аган (Оҳtн-ими). Возможно, этим обстоятельством объясняется вариант перевода этих фамилий нашим информантом Ю. К. Айваседа, как айпи ‘младший’ и хылько ‘тот, который командует ложкой’. Традиционно же перевод фамилии Айпин связывают с «маленькой ложкой».
Айпинский род выделялся тем, что «среди них встречались люди как с темными, так и с рыжими волосами, с карими и голубыми глазами». Мужчины были высокого роста и обладали большой физической силой (один «задушил медведя руками», другой «на медвежьем празднике сжал березу так, что из ствола сок потек»). Были они «уравновешенны, степенны и даже меланхоличны». Речь имели протяжную, «цокающую» .