РОД АЙПИНЫХ - ЛЮДИ РОДА БОБРА

Коробка из пихтовой коры. Коробка.

Айпин Иван   1840 – ???

     Родоначальник и основатель рода Иван Айпин, прадед Еремея Даниловича. Он был народным целителем и духовником, его его называли Шаманящим Стариком.

Айпин Роман Иванович

    Роман Иванович – дед хантыйского писателя Еремея Айпина по отцовской линии. О нем в повести «В ожидании первого снега» Еремей Данилович писал: «Легендарный дед, от которого, кроме имени и добрых дел, ничего не осталось. Нет даже фотокарточки…». Он считался лучшим медвежатником рода. Своему внуку он передал главную заповедь охотника: всегда чувствовать на охоте свою меру: чтобы не оскудела тайга, не брать больше того, чем нужно для дома, для семьи.
    «После того как его не стало — в тяжкие колхозные времена…»
   Отец снова помолчал.
   «Хорошее место, подумал я. И пока мы стояли, мысль моя обежала все четыре стороны света. На север — бор, болото с реками и озерами, затем большая река Ватьёган, где древнее селение моего Деда. В сторону Восхода Солнца — белоягельные боры до самого верховья реки Аган. На полдень — сор болотный, Протока Болотной Стороны, Аган, черные урманы. В сторону Захода Солнца — бор, Священный Ручей, снова бор… И возможно, моему деду Роману, кроме всего этого, больше ничего не нужно было…»
   «Твой Дед не был ни богатым, ни бедным…» – сказал Отец. — По его словам, и у Прадеда твоего тоже было столько же оленей. «Не много и не мало… Удачливым он был, скорым он был».

Жена Романа Ивановича – Анна Ивановна Айпина (Сардакова).

РЫБОЛОВНАЯ ЛОВУШКА – МОРДА – из личной коллекции семьи Колодкиных.  Представители семьи Колодкиных:  Ольга Даниловна (дев. фамилия – Айпина) и Виктор Иванович, принадлежат к роду Айпиных. Они   были основателями  и первыми сотрудниками Этнографического музея «Махи сир Оуэн ях»,  что  в переводе с хантыйского языка означает “Музей рода Бобра”.  Музей основан в 1999 году в п.Аган Нижневартоского района, просуществовал  недолго и уже в 2005 году его закрыли. Большая часть фондовой коллекции была передана в Этнографический парк-музей п.Варьеган.  Оставшиеся предметы  остались в личной семейной коллекции Колодкиных.  В 2013 году морда для ловли рыбы передана в дар  Этнографическому музею под открытым небом “Торум Маа”. Ловушку для ловли рыбы – «Морду» сделал дедушка Еремея Даниловича Айпина – Роман Иванович. Ловушкой пользовалось несколько поколений семьи Айпиных.

Айпин Ефрем Иванович  1862 – ???

     Ефрема Ивановича Айпина – брата деда по отцовской линии – Еремей Данилович Айпин  в своих произведениях  и  публикациях называет старцем Ефремом. И еще крестным.  
      «В крестные отцы мне достался столетний старец Ефрем, родной брат моего Деда. Это чтобы стал я таким же мудрым, как и мой Крестный. И чтобы прожил такую же долгую жизнь, стал таким же сказочником и певцом. Помню, как старец Ефрем еще промышлял зверя и птицу, плел рыболовные морды и жильники, мастерил всякий промысловый инструмент… Я любил наблюдать, как ловко делают все его руки. Но еще больше любил слушать его песни и сказки, его легенды и предания. И, слушая их, я пристально всматривался в его иссеченное временем лицом» .
     В середине 1930–1950-х гг. Айпины подверглись репрессиям со стороны советской власти. По словам хантов, «после казымского восстания забрали почти всех мужчин, из Айпиных вернулся только старик Ефрем, которому было уже около 80 лет».

     «Многих уважаемых и мудрых людей Реки унесли. Унесли навсегда. И Старца, моего Крестного, тоже уносили. Пожалуй, он один выжил и вернулся. «С Божьей помощью», — говорил он с протяжным вздохом. Однако, вернувшись домой, Старец не отрекся ни от Бога, ни от шаманства. И когда люди, доведенные до отчаяния неудачами и болезнями, просили пошаманить, он никому не отказывал. Шаманил и сном, и топором, и бубном, и мухоморами. В шаманском деле был, пожалуй, мастером на все руки. Лишь два вида хантыйского шаманства не видел я в его исполнении: с помощью ютта — заклинаний-повторений определенных слов и с помощью резания оленьих сухожилий. Разумеется, сушеных. Видно, ни тюрьмы, ни лагеря не смогли поколебать его веру в Бога и в свою шаманскую силу. А наоборот, укрепили эту веру. Иначе, без веры, вряд ли бы Старец выжил и вернулся. И, приняв все муки земные, теперь он уже никого не боялся и на пороге столетия шаманил, просил для людей удачу и здоровье. Больше всего шаманил по двум поводам: на удачу на охоте или рыбной ловле и на выздоровление больного. И очень редко, обычно в Священном Яру, брал в руки бубен, чтобы доставить душу жертвенного оленя тому или иному Богу или Богине…»

Жена – Елена Николаевна Айпина (1857).

В семье было двое сыновей: Василий и Прокопий.

Айпин Данил Романович 1912 – 11.08.1994

     Айпин Данил Романович – хранитель Аганской земли, рыбак и охотник, переживший времена Белого и Красного царей, коллективизацию и становление колхозного хозяйства, Великую Отечественную, период нефтяного освоения. «Мой отец, – писал Е.Айпин, – до своей кончины занимался оленеводством». Он жил в «сжимающемся» пространстве в маленьком лесном поселении охотников, рыбаков и оленеводов, в 100 км от Варьёгана вниз по реке Аган. «Когда началось освоение нефтяных и газовых месторождений, в 30 км от нас к западу построили город Покачи, к северо-западу – Когалым, на востоке – Радужный, на юге – Нижневартовск». Жил на земле, которая имеет мощную силу притяжения. Здесь же и похоронен на родовом кладбище вместе со своими родителями, старцем Ефремом. Данил Романович – прототип главного героя Демьяна эпопеи Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней зари», романа, который французский литературовед Доминик Самсон Норман де Шамбур назвал «Эпопея в образе звезды, за концы которой еще цепляется надежда…».     

     – А ты, Папа, когда на глаза попался? — По словам твоего Деда, это было уже после времени Белого Царя, — отвечает Отец. — Будто бы я на глаза попался в тот год, когда Красный Царь появился («На глаза попасть» — значит родиться, появиться на свет).

    Позже, выучившись грамоте, я обнаружил в документах отца две разные даты его рождения. В одном — 1912, в другом — 1917. Отец пошутил: «Это Красный Царь напутал. Бумаги выдали его люди».

Айпина (Покачева) Вера Савельевна 1910-1956

. Райшев Г.С. Душа матери.
Иллюстрация к книге Е.Д.Айпина
«Божья матерь в кровавых снегах.»

     Вера Савельевна происходила из рода Покачёвых со Старого Агана.  Она была старше Данила Романовича, до брака с ним у нее уже был муж Степан Николаевич и трое детей: два сына и дочь.

     Степан был шаманом и в тридцать восьмом году во время очередного камлания сказал, что скоро красная власть будет смыта, на него донесли, через два месяца арестовали и затем расстреляли.

     Из воспоминаний Елизаветы Даниловны Васильковой: «…моя мама действительно была намного старше отца, и её с тремя детьми, правда, никто долго не брал, все только жалели. Почему отец выбрал её, я так и не знаю: отец эту тему в разговорах с нами всегда обходил. Знаю одно: он маму очень сильно любил. Во втором браке мама родила четверых. Я появилась в сорок пятом году, через три года родился Еремей, потом добавились Даша и Оля. Каждый год повторялась одна и та же картина: зимой мы жили в бору в моховом домике, с первыми проталинами переезжали в чум, поближе к селу, а лето проводили возле реки…».

     Веры Савельевны не стало в декабре 1956 года.
«…мама ушла в Землю… После я с завистью смотрел на тех, у кого были мамы. И мне казалось, что в них не было того священного трепета, с каким нужно подходить к матери. Ибо они не знали, не представляли, каково это остаться без матери в детстве. Расти без матери. Жить без матери…
     При маме мир был одним, а без мамы совсем другим…
     Мама ушла в Землю.
   Мужчины нашего рода с чёрными лицами рубили Землю. Рубили оледеневшую январскую Землю топорами. Рубили Землю молча. Мы со старшей сестрой Лизой сидели у костра и смотрели на них без слёз. Мы давно выплакали все слёзы. Мы сидели одни. Младших сестёр не взяли, ибо самой младшей было семь месяцев от роду, и её кормили жвачкой. Она была в люльке, а обычай строго запрещал привозить сюда детей в люльке.  Мы сидели у костра. А мужчины рубили Землю. И мы видели, как мёрзлые комья падали на чёрный снег. Рубили ту Землю, которую так любила наша мама и в которую она уходила преждевременно. Её не стало утром, после восхода солнца. По примете хантов, смерть после восхода – это преждевременная смерть. Рубили Землю нашей мамы. И нам было больно. И во мне до сих пор живёт эта боль» .

Сумка тучанг. Автор Д.Д. Айпина.
Копия сумки Веры Савельевны Покачевой,
мамы Е.Д. Айпина

Василькова (Айпина) Елизавета Даниловна   21.01.1945

Елизавета Даниловна

     «Сестру Лизу я слушался. Мы все ее очень любили. И когда Лизу отвозили в школу в русское селение, мы с младшей сестрой Дашей в голос ревели. Плакала и Мама. После, когда не стало Мамы, Лиза растила нас — меня и младших сестер. И мы еще сильнее привязались к ней» .
    Когда ушла из Среднего мира Мама все тяготы женской доли взяла на себя старшая сестра – Лиза. Она многое делала для того, чтобы дети не остались без опоры-связки (так называли детей, рано потерявших родителей старшие).
  Родилась Елизавета Даниловна в 21 января 1945 г. в с. Варьёган. Вырастила и воспитала троих детей. Трудовую деятельность начала в 1963 г. и через 31 год вышла на пенсию. 
     Пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди односельчан.  Принимает активное участие в общественной жизни с. Варьёган, вносит значительный вклад в возрождение и сохранение традиционной культуры своего народа. Отзывчивый и доброжелательный человек, всегда окажет помощь, в том числе и по организации и проведении этнографических экспедиций. Информацию передаёт точно и обстоятельно. 

     С большой благодарностью отзываются о Елизавете Даниловне ребята – участники детских экспедиций на стойбища её родственников. Не раз приходилось видеть, как маленькие посетители музея-стойбища в Мегионе не отходили от неё, держась за бисерный подол её платья. И дело не только в сказках. Детям порой просто не хватает ласкового бабушкиного слова. Тактичное, уважительное отношение Елизаветы Даниловны к земле, природе, к родной культуре и людям достойно особого внимания. Во всех начинаниях она рядом с мужем – Айваседа Павлом Янчевичем. За многолетний труд и активное участие в общественной жизни посёлка неоднократно награждалась благодарственными письмами и почётными грамотами администрации Ханты-Мансийского округа, администрации МО Нижневартовского района, администрации Варьёганского сельсовета. Ветеран труда СССР, ветеран труда ХМАО.

Очки. Сам вах

Павел Янчевич Айваседа

     Павел Янчевич Айваседа с супругой Елизаветой Даниловной Васильковой стояли у истоков создания Мегионского регионального историко-культурного и экологического центра, который был открыт 11 августа 1989 года. «Этот музей сначала был открыт Викторией Ивановной Сподиной в одной из школ города Мегиона… Мы с женой помогали обустраивать музей на этой базе отдыха «Югра». Я строил хантыйские жилые дома, лабазы и другие традиционные хозяйственные постройки, а также лодки-обласа. Сначала здесь был организован Детский оздоровительный лагерь. В первый год открытия базы отдыха мы провели шесть смен. Я проводил экскурсии, ходил с детьми в походы за 7 километров, брали с собой палатки, всю необходимую провизию, жили в лесах по четверо суток. Собирали предметы быта, которые охотно отдавали жители стойбищ. Супруга проводили кружок по рукоделию, где девочки учились шить, плести и т.д.», – вспоминает П.Я. Айваседа.

  Елизавета Василькова мастерица шить национальную одежду. Она умело управляется с обработкой любых шкур для пошива верхней одежды, обуви и аксессуаров. В этот раз Елизавета Даниловна продемонстрировала мастер-класс по изготовлению кукол паки. Ее сувенирные куклы уникальны тем, что как элемент их одежды мастерица использует олений мех.
  – Олень для нас незаменимое в хозяйстве животное – это и транспорт, и пища, и одежда, – говорит Елизавета Даниловна. – В малице, кисах и рукавичках из оленьего меха не замерзнешь и в самый лютый мороз. Сейчас, конечно, мы все больше на «Буранах» ездим, но кто-то и на оленях.

Айваседа (Айпина) Дарья Даниловна

     Когда мне исполнилось три года, на Землю пришла моя сестра Даша.
     Айваседа Дарья Даниловна — «Народный мастер России», член Союза художников РФ»
     Айваседа Дарья Даниловна, с. Варьеган – член Союза художников РФ, Народный мастер России – обладает тончайшей техникой выполнения украшений из бисера. Ее необычайно красивые работы побывали на выставках в Ханты-Мансийске, Москве и даже за рубежом – в Норвегии, Германии, Эстонии.

Дарья Даниловна Айваседа (Айпина)

      Училась в п. Варьёган с 1961 по 1965 гг. В Варьёганской школе работает с 1988 года. Дарья Даниловна учит девочек и мальчиков работе с бисером, тканью, мехом. Дарье Данилове Айваседа присвоено звание «Народный мастер России».
      Курс «Декоративно-прикладное искусство» преподаётся в Варьёганской школе с 1988 года, с 2008 г. введен курс профессиональной подготовки по специальности «Сборщик изделий из кожи и меха». Все эти годы мастером производственного обучения по ДПИ работает Дарья Даниловна. Она имеет звание «Мастер России по декоративно-прикладному искусству. Со своими изделиями-сувенирами Дарья Даниловна участвует в различных выставках Нижневартовского района и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, города Москвы, а также за рубежом – в Норвегии, Германии, Эстонии. Дарья Даниловна является членом Союза художников Российской Федерации.

     Дарья Даниловна Айваседа — коренная жительница поселка Варьёган Нижневартовского района, прожившая всю жизнь в неразрывной связи с родной землей. Человек из той, к сожалению, уже малочисленной части жителей, которым хочется поклониться хотя бы за то, что они есть, что сохранили они нечто такое, ценное, чего нам, возможно, очень-очень не хватает. «Я предлагаю Дарье Даниловне на мгновение очутиться на родном стойбище.» Вот как описывает свои детские воспоминания ее брат, известный хантыйский писатель Еремей Айпин: «Было утро, ласковая рука Солнца через окно разбудила меня. Это, наверное, чтобы я поспешил навстречу детям Солнца…». «У любого ребенка, — убеждена Дарья Даниловна, — есть изначальное стремление к красоте, оно в нем с рождения. Я только, может быть, помогаю ему выразить неосознанную, подспудную тягу к прекрасному. Когда я веду кружок, когда мы шьем, я читаю детям или рассказываю сказки. Не беда, что они не знают языка. Наша жизнь так устроена, что нас всех загнали в национальную школу и преподавать предмет «декоративно-прикладное искусство». Исподволь знакомила она учащихся с обрядами, рассказывала о национальной одежде, а впоследствии вместе с ними создавала национальные костюмы. Эта одежда естественна и функциональна, она — ежедневна. Логичностью своей, гуманностью и красотой помогает жить, сохраняет и охраняет тебя. Истинным мастерством исполнения и эстетикой приглашает к размышлениям, догадкам. Многоцветные нити бисера на вышивках хантыйских мастериц могут рассказать многое об истории этого удивительного, сдержанного в эмоциях, но поэтического народа. Красный цвет сукна — древняя эстетика народа. В ней — цвет солнца, огня и крови. Цвет жизни, противостоящий черному — цвету смерти. Эта эстетика рождена самой жизнью, мудростью жизни, которая не боится «черного» соседства и воспринимает его философски. Дарья Айваседа унаследовала традиции своих предков и так, шаг за шагом, год от года, осуществляет она свое призвание. «Сейчас мы стесняемся носить национальную одежду, — с горечью говорит Дарья Айваседа. — Украшать, шить — это же такой кропотливый труд! У девочек нет усидчивости. Они шьют только для себя, тогда они стараются: дескать маме покажу, бабушке, как я сшила». Изделия, сшитые Дарьей Айваседой, объехали сегодня полсвета. А сколько таких реликвий она подарила зарубежным гостям, которые побывали в Варьегане! «Пусть вырастут у тебя крылья на той земле, где ты родился», — есть у северных народов такое доброе напутствие. Так, наверное, напутствовали Дарью Айваседу много лет назад на ее родном стойбище. Жизнь, как чистая длинная река. Течет и течет от вековых народных истоков через наше время, набирая силу, обогащая ею тех, кто помнит и чтит уроки детства. Душа Дарьи Даниловны так и остается на тропе былых кочевий. Автор: Андрей Михин

Муж дарьи Даниловны – Айваседа Теклю Халович (1932 г.)

 

Очки снеговые (солнцезащитные)
Сумка.

Погремушка.

Колодкина (Айпина) Ольга Даниловна
Новоаганский музей “Махи сир Оуэн Ях” (Рода Бобра), Нижневартовский район.

     Музей основан в 1996 г. Колодкиной (Айкиной) Ольгой Даниловной, а открыт для посетителей в 1999 г. В музее представлена экспозиция о жизни и быте коренных народов Севера, в частности представителей рода Бобра-Айпиных.
      Создан в 2000 г. и посвящён хантыйскому роду Айпиных, ведущих своё родство от мифического Бобра. Задача музея – показать высокую экологическую культуру ханты, не противопоставляющих себя природе, а живущих с ней в гармонии. Музей расположен на берегу озера в двухэтажном доме общей площадью 208 кв.м. В четырёх выставочных залах постоянной экспозиции представлены предметы, отражающие жизнь и быт рода Айпиных: женская и мужская одежда, обувь, орудия труда, предметы быта, украшения – стандартный набор этнографических предметов. В собрании музея есть два триптиха известного хантыйского художника Г.С. Райшева «Женское начало в мире» и «Мужское начало в мире».
   В 2004 году Лига малочисленных народов и этнических групп наградила Колодкину Ольгу Даниловну почётным знаком и медалью “За заслуги перед малочисленными народами”.

Колодкина (Айпина) Ольга Даниловна
Кукла. Пакы.
Сумочка для рукоделия. Йинг кырых
Мешочек для швейных принадлежностей.
Казамкина (Айпина) Полина Васильевна 20.12.1940

     Родилась Полина Васильевна 20 декабря 1940 года в местности между Старым Аганом и Варьёганом, на Легушином яру на р. Юккунъ-ёган “Деревянная речка” в родовых угодьях рода Махи-сир (бобра). Родители – Василий Ефремович Айпин (1902-1970) и Наталья Васильевна Айпина (Покачева) (1902 – ?).

Сумочка мужская. Качин тув кырых

Полина Васильевна на семинаре «Корень кедра» в Этнографическом музее  «Торум Маа»

     Полина Васильевна с раннего детства начала рукодельничать. Мама умела все и ее научила. Она была строгой, сама не сидела без дела и дочь приучала. Да и отец Василий Ефремович много хитростей открыл для нее. А дедушка брал внуков на охоту, так что охотиться и разделывать дичь она тоже умеет с детства.
      Замуж вышла за Казамкина Галактиона Никитовича, и, как заведено, переехала жить на стойбище «Лох копыл эвэн» Казамкина Никиты Антоновича, отца мужа. У соседей многому училась, смотрела, как работают, перенимала. Полина Васильевна умелая хозяйка и опытная мастерица, которая шьёт любую одежду, обувь, работает с мехом и кожей.
      Опытнейший мастер по корневатикам, одна из немногих, кто умеет выделывать шкуру налима. До пандемии активно участвовала в национальных праздниках, была постоянной участницей соревнований по гребле на обласах. Про Полину Васильевну говорят, что она буквально родилась в обласе.
     Полина Васильевна – хранительница старинных технологий рукоделия. Её авторский сувенир – лапка выдры, обшитая бисером. В старину говорили, что такой оберег нужно вешать перед входом в дом, чтобы охранял жилище в отсутствие хозяев. А на первом поселковом конкурсе мастеров она представила на суд жюри мешочки из кожи налима и мочевого пузыря выдры. Такие вещи часто делали раньше, когда выбор материалов был не столь разнообразен, а сейчас это уже редкость. Мастерица блестяще справилась со сложной техникой исполнения этих вещей и одержала заслуженную победу в номинации «Работа с кожей».

Коробка из пихтовой коры. Коробка.

      На вопрос, что для неё счастье, Полина Васильевна отвечает просто: «А кто знает, какое оно, счастье? Семья рядом, дело в руках спорится, может, это оно и есть?»
     В настоящее время живет на стойбище Йис пастукут мылын «Старинных оленеводов заводь». Это стойбище всегда «живое», т.е. посещаемое людьми.
      Мастерство Полины Васильевны ценят по достоинству. Наша героиня – обладательница множества дипломов окружных и районных конкурсов и мастер-классов.

Корневатик. Лыхэл лар савэн