Айпины, Лейковы, Тылчины

Маҳи сирəп яҳ — люди рода Бобра

     Помимо кровного родства, существовала еще одна связующая нить – родовая.  Род – сир  (хант.) не только характеризовался определенным фамильным составом, особым названием, осознанием его членами единства происхождения. Члены сир считали себя родственниками зверя, имя которого носили они и их предки.
    Еще в 30-х гг. прошлого столетия этнограф Г.Д.Вербов выявил у аганских и тромъеганских остяков существование трех экзогамных групп: Медведя, Лося и Бобра. В каждую из них, по мнению исследователя, входило по четыре фамилии. К роду Медведя причислялись Казамкины, Тайлаковы, Тырлины, Епаркины, к роду Лося — Покачевы, Сардаковы, Сопочины, Ермаковы, к роду Бобра — Айпины, Лейковы, Лисмановы, Карамкины.
     Если охотник из рода пупи сирəп видел следы медведя, он говорил, что прошёл его «брат» или «сестра». Так же рассуждали члены родов нёҳ сирəп (род Лося) и маҳи сирəп (род Бобра). Существует мнение, что представители родов «похожи на своих лесных родственников по характеру и повадкам». Например, «Казамкины, как и медведи, высокомерные, а порою и злые», а «бобр, напротив, добродушный зверь, и члены его рода тоже».   Бронзовые изображения покровителей трех родов — медведя, лося и бобра — встречаются в таежной зоне Западной Сибири, и, в частности, на территории Среднеобской низменности, с эпохи раннего железа, что свидетельствует об устойчивости культа этих животных.

Рисунок О. Сечко
Иллюстрация к книге Е.Д. Айпина
«Инэл лыхал сайны – В тени старого кедра»

Рисунок О. Сечко
Иллюстрация к книге Е.Д. Айпина
«Инэл лыхал сайны – В тени старого кедра»

     О родовой линии Еремей Айпин писал: «Родоначальник рода, к которому я принадлежу – Бобр. И мне, бывшему ещё мальчишкой, отец говорил:
          – если встретится тебе среди русских кто-то Бобров, то он твой родственник.
          – как так, – спрашивал я, – ведь у русских нет такого исчисления родства.
          – они просто забыли.
     У нас раньше был строгий запрет на создание семьи с представителями одного такого рода, потому что они для нас считаются братьями и сёстрами. Поэтому было важно знать, кто из какого рода» .
    Бронзовые изображения покровителей трех родов — медведя, лося и бобра — встречаются в таежной зоне Западной Сибири, и в частности на территории Среднеобской низменности, с эпохи раннего железа, что свидетельствует об устойчивости культа этих животных.
        «У человека много кровных родственников в прошлом и будущем, – размышлял Демьян, герой романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари». У каждого живущего было или есть бабушек и дедушек — четыре человека. Прабабушек и прадедушек уже восемь. Прапрабабушек и прапрадедушек — шестнадцать. А если взять это «пра-пра» десять раз, то получится больше четырех тысяч родственников. Чем дальше в глубину времен — тем больше родственников».
      Анна Викторовна Колодкина – племянница Еремея Даниловича, провела большую работу по составлению родственных связей поколений. Родословная Айпиных, потомков юққəң явəн яҳ — «Деревянной речки народ», объединяет 7 поколений.
     Родословная этого рода – это история простых мужчин и женщин, которые своими судьбами, своей жизнью создали ИСТОРИЮ НАРОДА. Историю народа, который стал героем произведений именитого мансийского писателя ЕРЕМЕЯ ДАНИЛОВИЧА АЙПИНА. В одном из своих интервью, которое появилось после выхода в свет собрания сочинений, писатель подчёркивал: «Смотрите, как получается; «Звезда утренней зари» главный герой мой отец, «Божья матерь в кровавых снегах» – это моя мама. «Река в январе» – это мои музы… Если хотите глянуть на мир глазами ребенка – это первый том. Если хотите посмотреть на мир глазами зрелого читателя – это второй том «Ханты. Или звезда утренней зори». Если хотите посмотреть на мир глазами юноши, молодого человека, молодой читательницы – это надо смотреть глазами героев третьего тома, потому что там лирические рассказы все о любви, то, что волнует юность в первую очередь. И четвертый том «Божья матерь в кровавых снегах» – это история, это уже в какой-то степени мудрость, с одной стороны трагедия, с другой стороны конечно оптимистическая надежда на то, что мы выживем, будем жить, еще и в будущем и наши потомки еще будут жить на этой земле.